Релевантность – это «способность» страницы отвечать на запрос пользователя. Чем точнее страница соответствует запросу, тем более она ему релевантна.
Проверка релевантности может понадобиться в разных случаях. Если вы только начинаете продвигать сайт, вам нужно правильно распределить поисковые запросы по страницам. Если вы добавляете на сайт много новых материалов, они могут сместить баланс ключевых слов. В любом случае наша цель – сделать так, чтобы по определённому запросу находилась конкретная страница.
Как проверить релевантность?
Способ №1 – вручную
Кто определяет, релевантна ли страница? Поисковики. Значит, можно спросить у них. Узнать, какая из страниц сайта лучше всего соответствует запросу, можно с помощью конструкции site:адрес-сайта запрос. Такой способ подходит и для Яндекса, и для Google. Мы получим выдачу из страниц одного сайта, первые из которых и будут самыми релевантными.
Способ №2 – автоматически
Если запросов много, то проверка вручную затянется. Поэтому проще воспользоваться сервисами, которые сделают работу за нас. Сервисы могут быть платными (например, Seolib) или бесплатными (например, SEOGadget).
Для большого количества запросов будет удобно сделать таблицу релевантности и отмечать в ней результаты. Например, так:
Целевые запросы | Найденные страницы |
www.site.ru/catalog/vtorichka | |
вторичная стрейч пленка производство | www.site.ru/catalog/vtorichka |
стрейч пленка вторичка от производителя | www.site.ru/catalog/vtorichka |
стрейч пленка вторичка купить | www.site.ru/catalog/vtorichka |
вторичная стрейч пленка оптом | www.site.ru/catalog/vtorichka |
В идеале мы должны получить вариант, где все страницы из второго столбца совпадают со страницей из первого для каждой группы запросов. Но в реальности, скорее всего, будет вот так:
Целевые запросы | Найденные страницы |
www.site.ru/catalog/setka-ovoschi | |
сетка овощная оптом | www.site.ru/catalog/setka-meshok |
сетка овощная производство | www.site.ru/catalog/setka-ovoschi |
Проверка показала, что релевантна запросу не та страница, которая нам нужна. Что делать в этом случае? Искать причины. Они могут быть разными. Особо отметим три из них:
- Нерелевантный текст
Заглянем внутрь наших страниц и проанализируем текстовое содержимое. Можно воспользоваться сервисом Istio, он покажет количество и процент ключевых слов в тексте. Анализировать страницы будем попарно – нашу целевую из первого столбца и найденную поисковиком или сервисом из второго.
Нас интересует показатель «% в ядре» для слов из нашего запроса. Его оптимальное значение – около 3%. Значения меньше 2% указывают на недостаточное вхождение ключевых слов, а больше 4% – на переизбыток.
А теперь сравним результаты для двух наших страниц – целевой и найденной. Стоит обратить внимание и на процент ключевых слов, и на их количество. Если на найденной странице больше ключей, корректируем текст, удаляя их излишек. А на целевую, наоборот, добавляем. В некоторых случаях можно и вовсе заменить целевую страницу.
- Недостаточная «полезность» страницы
Показатели по текстам примерно равны, но ищется всё равно другая страница. Тогда нам нужно посмотреть остальное, не текстовое содержимое. Что есть на одной странице, чего нет на другой? Что делает одну лучше, полезнее?
Теперь нас интересуют смысловые блоки страниц – каталоги, таблицы, баннеры и т.д. Наша задача – понять (или предположить), что работает в нашей теме. Много фотографий или видео, большой товарный каталог или длинные содержательные тексты. Кстати, чтобы ответить на этот вопрос, лучше проанализировать не только свои страницы, но и конкурентов в ТОПе.
- Неверный интент
Для того чтобы окончательно определиться с «полезностью», может понадобиться дополнительная проверка, а именно – проверка интента запроса.
Интент – это намерение пользователя. Чего он хочет, когда вводит запрос? Узнать какие-то сведения или купить что-то? Если узнать, то интент информационный («как сделать ремонт своими руками»). Если купить, то коммерческий («заказать ремонт квартиры под ключ»). Соответственно, и страницы в поисковой выдаче разделятся на коммерческие и информационные.
Добавим в нашу таблицу дополнительную колонку и запишем туда преобладающий интент. Определить его можно с помощью сервисов (например, ПиксельТулс). Можно и вручную – открывать выдачу и считать процент коммерческих и информационных страниц. Но это очень медленный способ.
Таблица с новым столбцом для интента (в нашем случае определён процент коммерциализации):
Целевые запросы | Коммерциализация | Найденные страницы |
www.site.ru/catalog/vtorichka | ||
вторичная стрейч пленка производство | 76% | www.site.ru/catalog/vtorichka |
стрейч пленка вторичка от производителя | 90% | www.site.ru/catalog/vtorichka |
стрейч пленка вторичка купить | 84% | www.site.ru/catalog/vtorichka |
вторичная стрейч пленка оптом | 94% | www.site.ru/catalog/vtorichka |
Интент запроса существенно влияет на то, какой контент поисковики посчитают полезным. Если запрос информационный, то более полезными будут длинные тексты с иллюстрациями и видео. Если коммерческим – то товарные каталоги и инструменты для заказа.
Построенная таблица поможет увидеть, не попадают ли информационные и коммерческие запросы на одну и ту же страницу. Если попадают, это сильно снизит её шансы на попадание в ТОП.
Кстати, интент запроса не постоянная величина. В последнее время поисковики считают всё больше запросов информационными. Это «наступление информационки» тоже может стать поводом проверить релевантность страниц. Может, Яндекс и Google уже записали ваш основной запрос в информационные, и пора менять структуру?
Итак, теперь вы можете проверить релевантность своих страниц и сделать их более конкурентоспособными. Если же этот путь кажется слишком долгим или слишком сложным, обращайтесь к нам – наша команда поможем вам.